История йоги
История йоги началась задолго до наступления нашей эры. Сегодня йогической практики придерживаются тысячи людей по всему миру. При этом последователи учения принадлежат к различным вероисповеданиям.
Содержание
Где зародилась практика
На вопрос о том, откуда ведет свое происхождение йога, ученые не могут дать точного ответа. Предположительно, родиной практики стала долина реки Инд. Название учения происходит от санскритского слова «йодж», означающего «обретение гармонии», «связь», «соединение». Первое упоминание этого термина хранят индийские Веды — древний сборник священных текстов.
Йогическая практика связана с индуизмом и буддизмом. Эти религии призывают к аскетизму и духовной работе, которые помогут прекратить череду перерождений и выйти из колеса сансары. Йога — это особый род достижения просветления, включающий медитации, чтение мантр и принятие асан — поз, вставать в которые можно только после специальной подготовки.
Периоды развития
Исследователи йоги отмечают, что история возникновения и развития практики прошла несколько этапов, каждый из которых внес в учение что-то новое.
Архаическая йога
Практика начала свое развитие за 3 тыс. лет до нашей эры. К этому периоду относятся глиняные фигурки, найденные в долине реки Инд. Статуэтки изображали людей, стоящих в различных позах. Народом, создавшим основы йогического учения, называют цивилизацию Инда-Сарасвати. Первые изменения йога претерпела после вторжения в долину реки племен из Сирии.
Доклассическое учение
Период доклассической йоги начался около 1500 г. до н. э. Это время развитие брахманизма и появления Упанишад — философских текстов, созданных на основе изучения Абсолюта. Упанишады стали толкованием к Ведам.
В доклассчиеский период возникают дыхательные техники, направленные на тренировку внутреннего тела. Такие приемы постепенно проникают и в ведическую культуру.
Эпическое ответвление
Ответвление возникло около 500 г. до н. э. Оно связано с появлением Махабхараты — индийского национального эпоса. Махабхарата относится к йоге как к способу, помогающему достичь просветления. Эпос создавался на протяжении нескольких веков и вместил большое количество практик. В заключительной части Махабхараты, Бхагават-гите, авторы указывают на слияние индуизма и йогического учения. На основе эпического ответвления появились такие течения, как:
- Карма;
- Бхакти;
- Джнана.
Классический период
В классический период, начавшийся в 200 г. н. э., практика распалась на различные направления, которые нередко противоречили друг другу. Отличительной чертой этой вехи в развитии учения стало появление йога-сутры, ставшей первой попыткой систематизировать все накопленные за предыдущие периоды знания.
Во 2 в. н. э. Патанджали, ставший одним из основоположников йоги классического периода, переработал и записал всю информацию об учении. В эту эпоху появились 8 ступеней, включающих последовательные действия, при помощи которых можно достичь просветления. Сделанные в это время записи для современной практики считаются основополагающими.
Постклассика йоги
Постклассическая эпоха, начавшаяся в 500 г. н. э., много внимания уделяла развитию и совершенствованию тела. Если практикующего не беспокоят болезни, духовная работа становится эффективнее. В этот период используется Тантра, способствующая очищению души и тела от блоков, мешающих достижению просветления. Тантристы отвергли ведическое учение. Основатели йоги постклассического периода создали большое количество асан, используемых в современной практике.
Новая веха в развитии учения включала большую часть классических элементов (медитации, концентрацию). Йогины продолжали придерживаться классического взгляда на асаны: освобождение души может произойти только через совершенствование физического тела. Позиции были усложнены. Появляются школы, совмещающие в себе традиции и новые подходы:
- сактивизм;
- сивизм;
- адвайта-веданта;
- тантрический буддизм.
Настоящий момент
Современный этап развития йоги начался в 19 в. после проникновения европейцев в Индию с целью колонизации этой страны. Христианские священнослужители ставили перед собой задачу обратить как можно большее количество индусов в свою веру.
Однако многие европейцы были настолько заинтересованы местными обычаями и традициями, что начинали практиковать индуизм и буддизм, заниматься их изучением.
Распространение йоги часто связывают с выходом буддистского учения за пределы Азии. Нередко люди, ставшие буддистами, принимают йогу в качестве необходимого дополнения к этой вере. Однако некоторые практикующие являются атеистами или безразличными к религии людьми. Древнее учение становится для них способом поддержания хорошего самочувствия и тренировки духа.
За традиционную йогу в фитнес-центрах часто выдают упражнения, похожие на классические асаны. Несмотря на внешнее сходство, существует и ряд различий:
- Использование большого количества позиций. Индийские йоги применяют не более 9 поз, а в спортивном зале — не менее 30.
- Ускоренный темп выполнения. Йогины тратят на 1 позицию до 7 минут, пребывая в состоянии глубокой медитации. В фитнес-центрах смена асан происходит в быстром темпе в течение короткого промежутка времени.
- Упор на изменение тела. Тренеры предлагают применять асаны с целью похудения и достижения гибкости. Йоги тратят на выполнение поз не более 20% того времени, которое они посвящают постижению учения.
Что происходило с йогой в других странах
Отношение к учению зависело от господствующей на территории того или иного государства религии:
- Католицизм. Представители этого вероисповедания относились к восточному знанию негативно. Они отрицали возможность достижения единения с Богом при помощи выполнения упражнений, считая молитву единственно возможным способом приблизиться к высшему блаженству.
- Православие. Отношение к учению в православном христианстве неоднозначное. Некоторые религиозные деятели видели сходство между практикой индусов и подготовкой к аскезе. Мантры, которыми пользуются йоги, оказывают на сознание человека то же воздействие, что и молитвы. Однако отдельные ветви православия, например греческая церковь, считают учение несовместимым с христианством.
- Ислам. В странах, большая часть населения которых мусульмане, учение индусов получило распространение. Однако в 2008 г. духовенство Малайзии подписало запрет на йогическую практику (в том числе мантры на санскрите и индуистские обряды). Впоследствии документ был отредактирован, и учение разрешили на территории государства в краткой форме. Под запрет не попала только хатха-йога, направленная на развитие тела.
- Иудаизм. В иудаизме отношение к практике негативное. Индусы и буддисты сводят к минимуму роль Бога в судьбе человека, утверждая, что достичь просветления можно самостоятельно. В иудаизме право решить участь верующего принадлежит только Создателю.
Предположительные пути изменения йоги
Древняя практика продолжит свои изменения в новом тысячелетии. Несмотря на то что для современного человека йога — это способ поддержания себя в хорошей физической форме, духовная составляющая не будет полностью забыта. Люди берут и будут брать из учения индусов то, в чем больше всего нуждаются.
Медитация — один из элементов древней практики, не потерявший своей актуальности и необходимости. Современный человек уделяет мало внимания своему внутреннему миру, что и становится причиной возникновения неразрешимых конфликтов. Погружение в себя всего на 10-15 минут в день поможет найти ответы на самые сложные вопросы.
Стремление к аскетизму, характерное для йогинов, также набирает популярность среди жителей самых богатых государств планеты. Оно часто выражается в минимализме при оформлении интерьера своей квартиры, переходе к вегетарианству или веганству.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: