Раджа-йога — Королевский путь к Высшему Сознанию

В современном мире йога, как правило, вызывает ассоциацию с практикой, направленной на совершенствование физического тела – хатха-йогой. Чаще всего она ассоциируется с комплексами упражнений, асанами, крийями, пранаямами, реже с мантрами и другими составляющими.

Раджа-йогаОднако важно понимать, что подготовка тела – это только первая ступень.

Основная же цель йоги – это не здоровье позвоночника и тела и отнюдь не достижение состояния блаженства во время медитации.

Каждый практикующий должен понимать, что основная цель йоги заключается в полном освобождении и слиянии с высшим «Я».

В таком случае стоит рассмотреть Раджа-йогу, как основной и наиболее полный инструмент достижения Самадхи.

Что такое Раджа-йога

Раджа-йога – ортодоксальное направление, возникшее в Индии много веков назад. Однако не стоит соотносить ее с индуистскими религиозными учениями. Раджа-йога о другом. Это полноценный комплекс всестороннего развития личности, духовное учение, которое может применяться повсеместно.

Эта практика ставит целью контроль всех аспектов жизни, в том числе и ума. Потому что, только контролируя ум, человек сможет осознать разницу между реальностью и иллюзиями и достичь полного освобождения. Поэтому Раджа-йога является «Королевским путем».

Основные составляющие Раджа-йоги

Раджа-йога

Раджа-йога также известна, как Аштанга-йога, потому что состоит из 8 обязательных частей-шагов.

  • Яма (самоконтроль).
  • Нияма (дисциплина).
  • Асана (физические упражнения).
  • Пранаяма (дыхательные упражнения).

  • Пратьяхара (абстрагирование чувств от внешних объектов).
  • Дхарана (концентрация).
  • Дхьяна (медитация).
  • Самадхи – (освобождение).

Восемь шагов йоги снабжают практикующего систематическими инструкциями для достижения внутреннего мира, ясности, самоконтроля и реализации.

Раджа-йога
Раджа-йога

Яма

Яма состоит из пяти принципов.

  1. Ахимса (ненасилие). Это обязанность не причинять боли или вреда любому живому существу в мыслях или на деле. Ненасилие также означает не убивать. Употребление мяса требует убийства животного. Из-за этого настоящие йоги – вегетарианцы. Животные имеют обостренные чувства и заранее знают о приближении опасности и смерти. Ощущая ее приближение, они находятся в страхе и панике. Гормоны страха и стресса выделяются в организм и остаются в мертвой плоти. Множество необоснованных страхов, неврозов и психозов рождаются из такой пищи.
  2. Сатья (правдивость). Всегда говорить правду очень важно. Но еще важнее то, каким образом эта правда сообщается. Конечно, существует возможность просто бросить правду в лицо человеку, но сатья требует, чтобы даже горькая правда была облачена в слова любви. Быть правдивым также означает не скрывать свои чувства, не уклоняться и не оправдываться. Не нужно скрывать свое настоящее лицо от других люде, и особенно, от себя.
  3. Астея (не укради). Этот принцип означает, что человек не имеет права брать то, что по праву ему не принадлежит. Речь идет не только о материальных объектах, но и кражах интеллектуальной собственности, лишении других возможностей, надежды или радости. К этому принципу относится и нещадная эксплуатация природы и разрушение окружающей среды.
  4. Брахмачарья (чистый способ жизни). Иногда этот принцип ошибочно трактуется, как половое воздержание. Однако в его основе лежит более глубокий смысл. Он означает, что мысли человека всегда должны быть направлены к Богу. Это не значит, что он должен пренебрегать своими обязанностями в этом мире. Наоборот, он должен выполнять их с большим рвением, однако всегда с осознанием того, что Бог через него творит свой замысел.
  5. Апариграха (ненакопление имущества). Человек не должен накапливать вещи, только добывать и использовать то, что необходимо ему для жизни. Тот, кто имеет много имущества, имеет много забот. Каждый рождается в этом мире без вещей, и когда покидает его, оставляет все позади. Также принцип ненакопления означает, что другим людям нужно давать свободу, не сдерживать их. Отпуская, человек и сам освобождается.

Нияма

Раджа-йога

Эта дисциплина также состоит из 5 принципов.

  1. Шауча (чистота). Важна не только внешняя чистота, более важная – чистота внутренняя. Одежда человека, тело, мысли и чувства должны быть чисты. То же относится и к кругу общения. Большую пользу духовному развитию приносит нахождение в хорошей компании, с людьми, которые оказывают положительное влияние и могут поддержать и поделиться своей мудростью.
  2. Сантош (удовлетворение). Удовлетворение – великое богатство, которым может завладеть каждый человек. Оно достигается только тогда, когда человек признает, что все мирские вещи приносят только разочарование, а внутреннее богатство дает большее счастье, чем материальные блага.
  3. Тапа (самоконтроль). Если человек в жизни сталкивается с проблемами и трудностями, он не должен сдаваться. Он обязан продолжать выбранный им путь с твердой решимостью. Продолжать практиковать с самодисциплиной, терпением и настойчивостью – это ключ к успеху.
  4. Свадхьяя (изучение Священного Письма). Все ученики, серьезно настроенные идти по пути йоги, должны ознакомиться с традиционным писанием и философией йоги. Такие трактаты как Йога-сутры, Упанишады, Бхагавад-гита и др. обеспечивают практикующим весомую поддержку на пути.
  5. Ишвара-Пранидхана (преданность Богу). Этот принцип означает полную передачу всего, что делает человек, Божественному «Я».

Асана и Пранаяма

Раджа-йогаАсана и Пранаяма – это физические и дыхательные упражнения. В процессе управления телом и дыханием, йоги Раджа достигают контроля над разумом.

Это приводит к пробуждению внутренних сил, которые будут направлять практикующего на духовном пути.

Пратьяхара

Этот шаг подразумевает абстрагирование от чувств. Йоги находятся в положении, которое позволяет воле обуздать разум и чувства, и внутри и снаружи.

Как только достигается Пратьяхара – практикующий обретает контроль и независимость от внешних условий.

Пратьяхара практикуется на первых уровнях медитации. Сохраняя тело недвижимым, глаза закрытыми, а разум спокойным, человек должен направить все внимание внутрь себя.

Существуют специальные техники, с помощью которых можно практиковать Пратьяхару. Например, для начала внимание обращается на внешние звуки, природу их возникновения, расстояние и т. д. Другими словами, целостное наблюдение за звуком.

Раджа-йогаПостепенно сознание углубляется во «внутренне пространство», в звуки внутри тела (сердцебиение, кровообращение и т.д.).

Недаром популярны истории о гуру, умеющих замедлять процессы жизнедеятельности своего организма. Только когда Пратьяхара освоена, человек может достичь концентрации.

Дхарана

Дхарана – это концентрация. С этой ступени начинается высшая сосредоточенность, которая переходит в медитацию.

Концентрации способствуют задержание дыхания, уединение, молчание, общение с гуру и ограничение общения с другими людьми.

Особенно рекомендуется концентрировать внимание на точке межбровья (трикути). Поскольку она считается буквальным местоположением ума, сосредотачиваясь на ней, можно обрести контроль

Дхьяна

Дхьяна – это медитация. Все медитативные техники – это только подготавливающие упражнения для настоящей медитации. Никто не сможет научить человека медитировать, точно так же, как ни один человек не может научиться спать. Сон приходит сам, когда тело становится расслабленным и спокойным.

В обычном состоянии ум перескакивает с одного объекта на другой, он рассеян. А в состоянии концентрации он сфокусирован, как луч, попавший в фокус увеличительного стекла. Он мощный настолько, что способен вызвать пожар, благодаря энергии, которая скапливается в этой точке концентрации.

Раджа-йога
Раджа-йога

Поэтому если практикующий долго размышляет над чем-то, рассматривает объект со всех сторон, то наступит момент, когда все мысли приобретут качественно высшее состояние. В сознании начнется процесс формирования собственных знаний человека об этом объекте.

В медитации нет никакого воображения, потому что воображение – порождение интеллекта. В медитации ощущается только чистое Бытие.

Это момент, когда интеллект успокаивается и индивидуальное Эго прекращает существование. Пространство становится бесконечным, все ощущается как пустота. Ощутимо усиливается сознание и ощущается уникальное состояние Атмана.

Самадхи

Раджа-йогаСамадхи это состояние освобождения и полная реализация.

Это уникальный процесс, в котором субъект познания, знание и объект познания объединяются. Другими словами, практикующий, знание о том, что Бог существует, и сам Бог становятся единым целым.

Это означает объединение человека с Божественным сознанием.

Те, кто достигают Самадхи, видят яркий божественный свет. Одновременно, они слышат прекрасные звуки, чувствуют внутри бесконечное пространство.

Достижение Самадхи можно сравнить с рекой, которая, наконец, впадает в море после длительного и сложного путешествия.

Таким же образом и йог становится единым с Божественным Сознанием, и это состояние сохраняется до конца его пути.

Он находит вечный покой, мир и блаженство, освобождение. Этот опыт нельзя передать словами, потому что только тот, кто пережил состояние Самадхи, знает, что это такое.

В этом состоянии дуальность растворяется. Все становится единым в Божественном начале. Именно это объединение индивидуальной души с Космической и является целью Раджа-йоги.

Раджа-йога
Раджа-йога
Раджа-йога

Стремящиеся к обретению Самадхи должны постепенно овладевать этими первоначальными принципами Ража-йоги.

Эти простые истины должны запечатлеться в сознании, пока этого не произойдет, настоящее слияние с Брахманом невозможно. Используя эти шаги, человек может осознать свою настоящую сущность, открыть источник сил и почувствовать на себе самом действие Высшего Я, которое лежит в основе всего, чему обучает Раджа-йога.

Видео с основными принципами раджа-йоги

Понравилась статья?

Лайк
2
Загрузка...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: